Ангелы - это бесплотные духи. Им не ведомы людские распри, раздоры, войны, гнев, ненависть и зависть. Насыщаются они сладостью созерцания красоты Божественной и познанием премудрости вечной. Так, в непрестанном созерцании Бога, в постоянном устремлении и возвышении к Нему, в никогда несмолкающем песнословии безмерной славы и величия Его живут на небе ангелы.
Ангелы, как бесплотные духи не знают людского ни пространства (сейчас он в одном месте, в мгновение ока - в другом), ни людского времени.
Ангелов огромное количество, и все они разделяются на три лика, а в каждом лике находится по три чина.
Первый лик
1. Серафимы;
2. Херувимы;
3. Престолы
Второй лик
1. чин Господства;
2. чин Силы;
3. чин Власти.
Третий лик
1. Начала;
2. Архангелы;
3. Ангелы.
Серафимы
1. Из всех чинов небесных Серафимы — самые ближайшие к Богу; они — первые участники Божественного блаженства, первые озаряются светом Божественной славы. Бог есть Любовь, и Серафимы, постоянно приникая к этой огненной Божественной Любви, исполняются огнем Божества преимущественно пред всеми другими чинами. Серафим — и самое слово означает: пламенный, огненный. Сами горя любовью к Богу, шестикрылые Серафимы воспламеняют огнь этой любви и в сердцах других, огнем Божественным предочищая душу, исполняя ее силы и крепости, вдохновляя на проповедь.
Херувимы
2. Херувимы - один из девяти чинов ангельских, о которых упоминается в Священном. Писании. Отцы церкви усвояют обыкновенно херувимам место второгочина первой степени. Самое подробное описание херувимов находится в 1 главе книги пророка Иезекииля. В первый раз слово"херувим" встречается в книге Бытия при рассказе об изгнании прародителей из рая: херувим с пламенным мечем поставлен был у сада Эдемского, чтобы охранять путь к древу жизни. В скинии Моисея и в храме Соломоновом изображения херувимов были помещены не только в святилище, но и во святом святых; поставление двух херувимов над Ковчегом завета с преклоненными к ковчегу лицами свидетельствовало, что херувимы удостоены особенной близости к Богу (ср. Псал. LXVI, 2; CIII, 29; Иезек. XXI, 2 и др.) и благоговейно служат Ему, проникая в тайны нашего спасения
Престолы
3. Престол - третий чин ангельский - является олицетворением царского величия, царского достоинства. Вот и на небе есть свои Престолы, не наши вещественные, сделанные из золота, серебра, кости или дерева и служащие лишь символами, а Престолы разумные, живые носители величия Божия, славы Божией. Престолы созерцают Бога как Царя Славы, Царя всего мироздания. Престолы не только ощущают и воспевают величие Божие, но и сами исполняются этим величием и славою, и другим дают его чувствовать, переливают как бы в сердца людские преисполняющие их самих волны величия и славы Божественной.
Бывают минуты, когда человек как-то особенно ясно сознает умом и с какой-то особенной силой чувствует сердцем величие Божие. Такие святые минуты ясного ощущения величия Божия бывают не без влияния Престолов. Это они как бы присоединяют нас к своему настроению, бросают в сердца наши блестки его.
Чин Господствия
4. Господствия - четвертый чин ангельский.
Для Серафимов Бог — пламенногорящая Любовь; для Херувимов — светящаяся Премудрость; для Престолов Бог — Царь Славы; для Господств Бог есть Господь-Промыслитель. Преимущественно перед всеми другими чинами Господствия созерцают Бога именно как Промыслителя, воспевают Его попечение о мире: усматривают и в мори путь, и в волнах стезю Его крепкую (Прем. 14, 3), со страхом взирают, как Той применяет времена и лета, поставляет цари и проставляет (Дан. 2, 21). Полные священного восторга и умиления, приникают Господствия в многоразличные заботы Божий: как одевает Он небо облики, одевает крины сильные, «яко ни Соломон во всей славе своей облечеся, яко един от сих», уготовляет земли дождь, прозябает на горах траву и злак на службу человеком: дает скотом пищу их, и птенцем врановым призывающим Его (Пс. 146, 8-9). Дивятся Господствия, как Бог, столь великий, обнимает всех и вся попечением Своим; хранит и бережет каждую былинку, каждую мошку, самую малейшую песчинку.
Созерцая Бога как Промыслителя — Строителя мира, Господствия и людей научают устроять самих себя, свою душу; научают нас заботиться о душе, промышлять о ней; внушают человеку господствовать над своими страстями, над разными греховными привычками» утеснять плоть, давая простор духу. Господствия нужно молитвенно призывать в помощь всякому, кто хочет освободиться от какой-либо страсти, хочет возобладать над нею, отстать от какой-либо дурной привычки, но не может сделать этого по причине слабости воли. Пусть взывает таковой: «Господствия святые, укрепите мою слабую волю в борьбе с грехом, дайте возгосподствовать мне над страстями моими!»
Чин Силы
5. Пятый чин ангельский - Силы.
Преимущественно пред всеми другими чинами этот чин ангельский созерцает Бога как творящего многие силы или чудеса. Для Сил Бог — Чудотворец. «Ты еси Бог творяй чудеса», — вот что составляет предмет постоянного их хваления и славословия. Силы вникают в то, как «идеже хощет Бог побеждается естества чин». О, как же восторженны, как торжественны, как дивны должны быть эти песни их! Если и мы, облеченные плотью и кровью, когда бываем свидетелями какого-либо явного чуда Божия, например, прозрения слепого, восстановления безнадежно больного, приходим в неописуемый восторг и трепет, поражаемся, умиляемся, то что же сказать о Силах, когда им дано видеть такие чудеса, которых наш ум и представить не может. Да притом они могут вникать в самую глубину этих чудес, им открыта их цель высочайшая.
Чин Власти
6. Шестой чин ангельский - Власти. Принадлежащие к этому чину ангелы созерцают и прославляют Бога как Всемогущего, «всякую власть имущаго на небеси и на земли». Ангелы шестого чина — самые ближайшие, постоянные свидетели Божия всемогущества, предпочтительно пред другими им дано ощущать его. От постоянного созерцания Божественной власти, от постоянного соприкосновения с нею эти ангелы исполняются, проникаются этою властию так, как раскаленное железо проникается огнем, почему и сами становятся носителями этой власти, и именуются: Власти. Власть, которою они облечены и преисполнены, невыносима для диавола и всех полчищ его, власть эта обращает диавольские полчища в бегство, в преисподнюю, во тьму кромешную, в тартар.
Вот почему все мучимые от диавола должны молитвенно призывать в помощь Власти. О всех бесноватых надо ежедневно молиться Властям: «Власти святые, властью от Бога вам данною, отгоните от раба Божия (имя) или рабы Божией (имя) беса, его мучащего, или ее мучащую!»
Когда нападает на душу бес уныния, также надо молиться Властям, дабы властью своею отогнали они этого беса. С верою, в простоте сердечной призываемые, Власти не замедлят придти на помощь, прогонят беса, и одержимый бесом почувствует себя свободным от него, почувствует простор и легкость в душе своей.
Начала
7. Седьмой чин ангельский составляют Начала. Ангелы эти так называются потому, что Богом вверено им начальство над стихиями природы: над водою, огнем, ветром, «над животными, растениями и вообще над всеми видимыми предметами». Гром, молния, буря... всем этим управляют Начала и направляют, как угодно то воле Божией. Начала имеют начальство также и над целыми народами, городами, царствами, обществами человеческими.
Архангелы
8. Восьмой чин - Арахангелы. Этот чин, говорит святой Дионисий, «определен для научения». Архангелы — это учители небесные. Чему же они учат? Учат они людей, как жизнь им свою устраивать по-Божьи, т.е. согласно с волею Божиею.
Разные пути жизни предлежат человеку: есть путь иноческий, путь брачного состояния, есть различные роды службы. Что выбрать, на что решиться, на чем остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы. Им открывает Господь волю Свою о человеке. Архангелы знают посему, что ожидает известного человека на том или другом пути жизни: какие невзгоды, искушения, соблазны, поэтому от одного пути они отклоняют, а на другой направляют человека, научают избирать верный путь, пригодный для него.
Кто разбился жизнью, колеблется, не знает, каким путем идти, тот должен призывать в помощь Архангелов, дабы научили они его, как жить ему должно: «Архангелы Божий, Самим Богом определенные для научения нашего, вразумите, научите меня, какой мне выбрать путь, в онь же пойду, да благоугожду Богу моему!»
Есть семь архангелов:
1. Михаил - он есть первый служитель Божественной славы, страж, защитник и забрало Божией чести.
2. Гавриил — служитель Божественной крепости и изъявитель сокровенных Божиих тайн.
3. Рафаил — служитель Божественных целеб (врачеваний), чудесно свыше на немощное естество изливаемых.
4. Уриил — свет и огнь, освещающий познанием Бога и возжигающий сердца человеческие любовию Божественною.
5. Салафиил — служитель Божественных молений, выну к Богу о роде человеческом молящийся и человеков усердно, богомысленно и умиленно молитися научающий и к молитве возбуждающий.
6. Иегудиил — служитель Божественных хвалений и исповеданий, помощник в подвигах и трудах, укрепляющий тех, кои труждаются в чем-либо для славы имени Господня, и мзду им за то от Бога ходатайствующий и уготовляющий.
7. Варахиил — служитель Божиих благословений и дарований человекам от Бога препосылаемых.
Ангелы
9. Последний, девятый чин ангельский составляют Ангелы. Это — самые близкие к нам. Ангелы продолжают то, что начинают Архангелы: Архангелы научают человека узнавать волю Божию, поставляют его на указываемый Богом путь жизни; Ангелы же ведут человека по этому пути, руководят, охраняют идущего, дабы не уклонился он в сторону, изнемогающего подкрепляют, падающего поднимают.
Ангел хранитель
Этот Ангел так любит нас, как никто на земле любить не может. Ангел-Хранитель — присный друг наш, незримый тихий собеседник, пресладостный утешитель. Одного лишь каждому из нас он желает — спасения души; к этому все заботы свои направляет он. И если видит нас также заботящимися о спасении, радуется, если же видит нас пребывающими в нерадении о душе своей, скорбит.
Можно ли распознать присутствие Ангела-Хранителя, когда он близ нас и когда отходит от нас? Можно, по внутреннему настроению души своей. Когда на душе у тебя светло, на сердце легко, тихо, мирно, когда ум твой занят богомыслием, когда ты каешься, умиляешься, тогда, значит, Ангел близ есть.
Когда же в душе у тебя буря, в сердце — страсти, ум кичливо надмевается, тогда знай, Ангел-Хранитель отошел от тебя, и вместо него бес подступил к тебе. Скорей, скорей зови тогда Ангела-Хранителя, становись на колени пред иконами, падай ниц, молись, осеняй себя крестным знамением, плачь. Верь, услышит молитву твою Ангел-Хранитель твой, придет, прогонит беса, скажет душе мятущейся, сердцу обуреваемому: «Молчи, престани». И настанет в тебе тишина велия.
День ангела
День ангела - в православии так называется день чествования ангела-хранителя. В церковном календаре существуют несколько дней, когда чествуются все Небесные Силы, в том числе и ангелы. Такие дни и являются всеобщими днями ангелов.
Также днем ангела часто называются именины, то есть день памяти святого, имя которого носит человек. Но как святой покровитель и ангел-хранитель, так и именины и день ангела — разные понятия.